По вершинам Казахстана, или Горы любят не только люди

В сентябре прошлого года оператор цеха 202 производства топлив Александр Говорин покорил Эльбрус. Мы ждали от него новых увлекательных рассказов, и вот совсем недавно он поделился с редакцией «Маяк» своим очередным альпинистским путешествием.

Про альплагерь Туюк-Су в Казахстане я узнал, когда был на Эльбрусе. Во время новогодних каникул хотел поехать именно туда, но не получилось. С 20 февраля у меня начался очередной отпуск, и я отправился до Алма-Аты.

Приземлились. Я ждал от Казахстана солнца и небольших весенних луж. Однако все было по-другому: неприятный мокрый снег и слякоть.

Зашел в Интернет, чтобы отправить и получить пару фотографий, прилетел счет на 2000 рублей. «Замечательно», – подумал я.

После перелета хотелось спать, но еще сильнее хотелось погулять по городу. Тем более что отъезд в альплагерь перенесли на вечер следующего дня.

В Алма-Ате много высоток, на окнах которых бетонные или каменные узоры (какие именно, я не понял). Они закрывают большую часть оконного проема. Для чего они сделаны, я тоже не узнал. Может быть, какая-то местная «фишка», как, например, колонны в Питере.

Есть в южной столице Казахстана улица, а может, и не одна, на которой много ломбардов. Вдоль нее кучкуются местные, в основном, казахи. Они покупают друг у друга сотовые телефоны. Пока я по ней шел, у меня три раза пытались купить телефон. Так что, если хотите продать или купить телефон, отправляйтесь в Алма-Ату.

Недалеко от той улочки находится знаменитая лечебница Асан – шепелявый брат столичного «Ашана» и картавый родственник бурятского Аршана. Об Асане я узнал, когда ехал в метро. Рекламу крутили по телевизорам в вагоне и на станции. Метро новое, такое новое, что сразу вспоминается запах купленных «шанхаек» на рынке.

Еда в Алма-Ате дешевая, за 850 – 1000 тенге (150 – 200 рублей) можно поесть до отвала: суп, салат, второе, кусок торта, компот или дёнер размером с руку.

По дороге в альплагерь мы проезжали ту часть Алма-Аты, которую я не успел посетить. Тогда я понял, что почти ничего не увидел в этом городе.

Когда мы прибыли в альплагерь Туюк-Су (высота примерно 2500 метров), погода стала очень хорошей: тепло, безветренно, солнечно.

В первый день мы познакомились друг с другом и с инструкторами. Важно знать, с кем ты идешь в связке, как эти люди себя ведут и какие у них физические способности.

В лагере получали альпинистские навыки: вязали узлы, пробовали разные спусковые методы, проводили скальные занятия и, конечно, наслаждались природой, акклиматизировались.

Восхождение на пик Амангельды (высота 4010 метров) состоялось 22 февраля. Категория маршрута – 1Б, маршрут для новичков. В отделении (группе) восемь человек, два из которых – инструкторы.

Шли мы неплохо. С нами была собака-альпинист Чуча. Говорят, она проходит маршруты и категории 3Б – забавно, оказывается, горы любят не только люди.

Вернувшись в лагерь, мы снова приступили к интенсивным тренировкам. Правда, выпавший снег немного изменил наши планы.

Ледник Тюк-Су и так считается лавиноопасным, а выпавшие осадки могли усугубить ситуацию в горах, поэтому мы заменили практические задания теоретическими. Плюс к этому в те дни на горнолыжном курорте, который находится чуть ниже лагеря, наш уважаемый президент и президент Казахстана вместе катались на лыжах, поэтому нам лучше было не высовываться, чтобы не попасть в обзор органов безопасности.

Так мы остались отрезанными от мира. Хлеб закончился. Благо, наши повара сами начали стряпать его.

Выждали время. Основательно подготовились к маршруту. Быстрые сборы – и в путь, на пик Йошкар-Ола (высота 3950 метров). Выход в 4.00 24 февраля.

В 9.30 мы уже находились на высоте 3628 метров, оставалась самая интересная часть маршрута – восхождение, до этого был только подход к вершине.

Аккуратно миновали лавиноопасный участок, вышли к скалам перед вершиной, разделились на две связки и быстро прошли оставшийся отрезок пути.

Поднялись! Эмоции переполняют! С пика Йошкар-Олы открывается невероятный вид на горы, вдалеке виднеется Алма-Ата. Город было бы видно еще лучше, если бы не нависший над ним смог.

Спуск был такой же утомительный, как и подъем. Но он того стоил, когда мы останавливались, чтобы перевести дыхание, то любовались горными красотами.

Восхождение на пик Йошкар-Ола в техническом и в эмоциональном плане мне понравилось больше, чем на пик Амангельды.

На пик Учитель (высота 4530 метров) мы поднялись 2 марта. Категория маршрута – 2А. С нами в команде снова была Чуча. Иногда она бежала впереди, как бы показывая нам дорогу.

Шли хорошо, но к концу маршрута сдулись, вышли за контрольное время. Маршрут 2А оказался для новичков сложным, потому что требовал навыков лазания, которых у нас не было.

Когда спускались, я думал, почему так устал: то ли физически вымотался, то ли морально – непонятно.

Трудно быть новичком, всегда хочется сдаться. Кто-то сдается, а кто-то продолжает… Это восхождение дало мне много навыков. Вы понимаете, к чему я клоню?

Впереди Александра ждет покорение всё новых и новых вершин, а наших читателей – увлекательные рассказы.

Справка

За свои восхождения Александр Говорин получил звание альпинист Казахстана и значок, на котором изображена самая высокая гора Казахстана – Хан-Тенгри.